| ||||||||||||||||
|
«Разгон» видеокартНесомненно, одним из наиболее эффективных способов увеличения производительности в 3D-приложениях является смена видеокарты, что иногда оказывается даже более эффективным, чем апгрейд центрального процессора (CPU). А уж разгон видеокарты заведомо более разумен, чем разгон CPU (по крайней мере, в случае неблагоприятного исхода из строя выйдет только видеоподсистема, а все программы и данные сохранятся). Но оговоримся сразу: если монстры и гоблины двигаются недостаточно проворно, то можно, конечно, на свой страх и риск, «разогнать» видеокарту, но делать это следует только в следующих случаях:
Как известно, любое устройство проектируется с запасом, поэтому его предельные возможности всегда превышают номинальные, причем зачастую — весьма значительно. Однако работа на пределе возможностей обычно связана с риском: как минимум — это неправильная работа устройства или активно использующих его программ, а как максимум — относительно быстрый выход из строя вашей «чудо-карты». Поэтому чаще всего рекомендованные нормальные условия работы устройства выбираются так, чтобы оно работало в щадящем режиме, но функционировало надежно. Особенно опасно разгонять дешевые и так называемые noname-видеокарты (то есть от неизвестных или несолидных производителей), так как в погоне за снижением цены изделия вместе с высокопроизводительным brandname-процессором на них могут быть установлены не очень качественные, не соответствующие спецификациям или просто бракованные комплектующие, которые выйдут из строя в первую очередь (чаще всего это случается с памятью). Поэтому, купив дешевую видеокарту, помяните добрым словом производителя только за то, что она вообще работает, и не пытайтесь ее разгонять. Если же на экране проскакивает мусор, картинка «замыливается» или вообще пропадает, то выходом из создавшейся ситуации может быть не разгон, а понижение частоты работы памяти и графического процессора, то есть downclock (но лучше, конечно же, поменять карту). Ясно, что при разгоне даже высококачественного видеоадаптера никто не может гарантировать вам корректную работу, но тут вам хотя бы будет известна причина проблем. Для разгона видеокарты чаще всего используются установки ее BIOS (если они доступны) или драйверов. Кроме того, оверклокеры порой модифицируют и железо. В любом случае минусов у разгона оказывается все-таки больше, чем плюсов. При работе на повышенных частотах карта сильнее греется и все ее параметры неизбежно «плывут»: изображение «замыливается», может возникнуть неприятное мерцание или внезапные срывы изображения. Поэтому необходимо тщательное исследование работы видеокарты на предельных частотах, применение дополнительного охлаждения и прочие предосторожности… Главное при разгоне — это умеренность и аккуратность. Сначала можно повышать частоту графического процессора, а только потом — памяти. Если вы повышаете частоту, то делайте это постепенно и после каждого повышения частоты ядра или памяти запускайте какую-нибудь игру или тест. Если после часа-другого компьютер не завис, то можно поднимать частоту еще на несколько мегагерц. После первого же сбоя или повреждения картинки откатывайтесь на предыдущую частоту и проверяйте ее более тщательно. При повышении частоты работы памяти следите внимательно за качеством картинки — могут появиться разноцветные вертикальные полосы, «снег» или срывы изображения. Опять же заметим, что если солидные производители-бренды (ASUS, Creative и пр.) обычно ставят на свои карты достаточно быструю память, то другие могут сильно сэкономить на этом компоненте. В то же время, как правило, только при разгоне памяти в предельных для карты режимах можно получить наибольший выигрыш в производительности, так как современные графические процессоры имеют заведомо более высокую пропускную способность. С чего начать?Во-первых, попытайтесь найти в родных драйверах от производителя карты какую-нибудь программу или описание для разгона (у многих видеокарт на чипсетах от nVIDIA есть такие программки — «твикеры», от названия популярной утилиты Tweak). Очень хорошая утилита поставляется вместе с картами фирмы ASUS — в ASUS Tweak встроен модуль проверки стабильности в состоянии разгона, который за несколько секунд позволяет выяснить, будет ли она работать на заданных частотах. Принцип его работы таков: ASUS Tweak очень быстро осуществляет хаотичную перетасовку блоков изображения, нагружая при этом подсистему памяти; если память уже не справляется, то на экране появляются разноцветные полосы, но система при этом, как правило, не зависает. В зависимости от результата теста нужно понизить или, наоборот, повысить частоты и проверить работоспособность видеокарты в новом состоянии. Кроме того, у карт ASUS есть полезная процедура SmartDoctor, предназначенная для мониторинга видеоподсистемы. Эта утилита показывает напряжения на сигнальных линиях и линиях питания шины AGP (от них во многом зависит стабильность работы видеокарты), температуру графического процессора и микросхем памяти, а также количество оборотов вентилятора. Если видеокарта сделана на чипсете другого производителя (как известно, сегодня самый известный производитель чипсетов для видеокарт — компания nVIDIA), то можно попытаться найти подобную возможность в так называемых референсных драйверах (то есть в драйверах от производителя чипсета). У nVIDIA эти драйверы называются Detonator и имеют некоторые дополнительные возможности, в том числе и такие, которые могут включаться только в реестре Windows (см., например, некоторые «хитрости» на http://www.nvworld.ru/). Во многих картах такая возможность отсутствует, поэтому оверклокеры используют различные специальные утилиты, которых развелось сегодня огромное множество: RivaTuner, TNTClck, TNTEdit, GF2xEdit, GF2Clck, PowerStrip и др. Описание этих утилит и способы разгона с их помощью видеокарт на чипсетах nVIDIA можно посмотреть на сайте «Мир nVIDIA» по адресу http://www.nvworld.ru/docs/overclock.html. Данный класс утилит позволяет менять частоты ядра графического процессора и/или памяти (core/memory). Во-вторых, необходимо протестировать видеопамять. Наилучшие тесты — это, конечно, реальные приложения или игры. Погоняйте наиболее сложные из них в течение нескольких часов в «тяжелых» режимах; правда, такой метод вряд ли поможет выявить источник неполадки (причиной может быть как видеопамять, так и сам процессор). Другой метод — использование специальных тестовых программ (см. на нашем CD-ROM). В-третьих, добавьте оперативной памяти. У современных компьютеров для более или менее комфортной работы должно быть около 128 Мбайт памяти. Добавление памяти само по себе увеличивает производительность компьютера, а если у вас AGP-видеокарта, то часть оперативной памяти будет использоваться и для ее нужд. Кроме того, использование оперативной памяти позволит ускорить работу видеокарты. Ведь процессор может передавать данные ускорителю лишь со скоростью системной шины, а шина AGP позволяет ускорителю читать и записывать данные из системной памяти со скоростью 2х или 4х (в зависимости от возможностей материнской платы). Поэтому для более быстрой передачи данных процессор сначала записывает их в системную память, а ускоритель уже забирает данные оттуда с двух- или четырехкратной скоростью. Однако в случае большого количества геометрических данных, пропускной способности системной памяти уже не хватает. Поэтому компания Intel предложила очередное новшество — режим передачи данных Fast Writes, позволяющий процессору напрямую, не обращаясь к системной памяти, передавать данные ускорителю со скоростью 4х. Режим Fast Writes работает на чипсетах от Intel (i820, i840 и i850); VIA Apollo 133A, KX133, KT133 и всех последующих, а также на AMD-760. Чипсеты предыдущего поколения Intel (i440BX/ZX, i815), а также AMD-750 этот режим не поддерживали. Однако скорость шины AGP все равно не может конкурировать с производительностью локальной шины графического ускорителя, вследствие чего и выпускаются варианты карт на одном и том же чипсете с 16, 32 и 64 Мбайт видеопамяти. Не забудьте выставить в BIOS’е материнской платы компьютера значение AGP Aperture size — это общее количество памяти, доступной для видеокарты за пределами ее видеопамяти, то есть оперативная память, которую может использовать видеокарта для своих нужд. Важно отметить, что в некоторых версиях материнских плат не имеет смысла выставлять это значение больше 64 Мбайт — система может тормозиться и вести себя некорректно (даже зависать). И наконец, позаботьтесь об улучшении охлаждения, ведь, разгоняя карту, мы неизбежно увеличиваем количество тепла, выделяемого ее чипсетом. И именно перегрев графического процессора может ограничить возможности разгона. Можно приклеить к графическому ускорителю радиатор большего размера или поставить более качественный вентилятор (например, от процессора i486, Pentium или Pentium II/III), специальную систему охлаждения (типа элемента Пельтье) и другие средства. После разгона какого-либо железа вы должны время от времени контролировать температуру системных компонентов (так, например, забитый пылью и остановившийся вентилятор неизбежно приведет к сбоям системы). Может быть, вам понадобятся специальные температурные датчики (к некоторым современным материнским платам в комплекте поставляются отдельные датчики, которые можно использовать для контроля температуры видеокарт), программы-мониторы для постоянного слежения за температурой и пр. Что еще можно сделать?Итак, разогнать видеокарту можно одним из трех способов:
Помимо этого можно раз и навсегда изменить частоты прямо в BIOS’е видеокарты. Однако далеко не все BIOS’ы поддерживают такую возможность. Впрочем, BIOS видеокарты можно заменить (обновить). BIOS’ы различных производителей различаются своими обозначениями (кодом). Например, nVIDIA обозначает свои базовые системы ввода-вывода набором «CC.cc.mm.ee.oo», где «oo» — OEM-версия. И прежде чем приступать к такой ответственной процедуре, как замена BIOS, следует уточнить, какую версию и для какой карты вы собираетесь прошивать, чтобы разобраться, подходит ли вам новый BIOS по следующим параметрам: чипсету, типу памяти, наличию дополнительных функций и т.д. Помните, что, изменяя BIOS видеокарты, вы тем самым производите несанкционированное вмешательство в «устройство прибора» и автоматически лишаетесь гарантии продавца на товар. А в случае неудачи вам нужно будет обратиться к специалистам для восстановления BIOS. Конечно, если вы хотите сделать из своего noname-изделия фирменную карту (например, для последующей установки фирменного ПО), то без перепрошивки BIOS и изменения идентификационного номера карты (ID) вам не обойтись. Однако оверклокеры на этом не останавливаются и иногда даже пытаются модифицировать железо. На сайте Tnaw xtennis (http://www.geocities.com/tnaw_xtennis/) в свое время было описано, как простейшие операции с удалением пары резисторов на дешевой плате GeForce (вообще-то эта операция соответствует элементарному изменению идентификатора устройства и может быть проведена в BIOS’e) превращают ее в дорогую Quadro (по крайней мере, полученная модификация догоняет Quadro по производительности в профессиональных графических приложениях). Такое бывает возможным, когда на профессиональных платах (в данном случае — сделанных на чипсетах от nVIDIA) установлены точно такие же процессоры GeForce256, GeForce2 MX и GeForce2 GTS, что и на их более дешевых собратьях, предназначенных для игрового рынка. Основными отличиями профессиональных изделий являются устойчивость работы графического процессора и видеопамяти на повышенных тактовых частотах, качественная аналоговая часть и повышенный объем памяти (иногда помимо основной добавляется еще и специализированная). При этом функционально платы могут быть и одинаковыми, а разница распознается драйвером только по идентификатору устройства, но в дешевой игровой версии некоторые аппаратные возможности чипа не будут использоваться. В любом случае подобное «изготовление» Quadro из GeForce по методу Tnaw xtennis довольно опасно и лучше пользоваться программным «включением» функций (во всяком случае, при таком подходе ваши действия будут обратимы). Аналогичные программные «модификации» хорошо известны для многих карт (о тех же GeForce можно посмотреть на сайте «Мир nVIDIA»: http://www.nvworld.ru/docs/sq.htm). Однако подобные модификации вряд ли помогут любителям игр, а тем, кто использует компьютер для серьезной работы, вряд ли понравится потеря надежности видеосистемы, неизбежная при таких несанкционированных переделках. К тому же настоящая Quadro от компании ELSA комплектуется специальным программным обеспечением и драйверами, оптимизированными для таких пакетов, как 3DS MAX (ELSA MAXtreme), AutoCAD (ELSA POWERdraft) и др. А с учетом того, что помимо надежной профессиональной карты вы приобретаете еще и высококлассное программное обеспечение и поддержку от заслуженного производителя, ее высокая цена вполне оправданна. Более популярны эксперименты по поднятию напряжения: либо входного на шине AGP (возможно, даже установками материнской платы), либо прямо на видеокарте — путем поднятия выходного напряжения стабилизатора питания ее ядра. Естественно, что подобная модификация платы сокращает срок ее службы, лишает гарантии и исключает возможные претензии к производителю. Кроме того, не секрет, что то или иное железо не всегда функционирует так, как хотелось бы пользователям. Разного рода проблемы иногда возникают и без нарушения заданных производителем свойств, а то, что может произойти тогда, когда вы нарушаете спроектированную конфигурацию, предсказать невозможно. В принципе, каждый продукт имеет и свои «фирменные» особенности, проявляющиеся в самых неожиданных ситуациях. Поэтому даже если у вашего приятеля та же видеокарта, что и у вас, прекрасно работает и разгоняется, то не очевидно, что она так же хорошо поведет себя на вашем компьютере (случаи несовместимости различных компьютерных компонентов общеизвестны, в связи с чем многие производители даже дают конкретные рекомендации по этому поводу). Многие устройства, конечно, работают стабильно в любых конфигурациях, но есть и такие, что дают сбой при малейшем изменении конфигурации компьютера. Поэтому прежде чем приступить к таким рискованным операциям, как разгон, внимательно ознакомьтесь с требованиями аппаратуры, проанализируйте свои будущие действия, не совершайте необратимых поступков и не забудьте записывать все, что вы будете проделывать, чтобы иметь возможность в любой момент восстановить первоначальный статус.
Реквизиты для контактов E-mail: turishev@rambler.ru | |||||||||||||||
© 2005 Web-design by
Turishev Ilay |